Как сделать общение с окружающими приятнее и эффективнее? Уже давно люди поняли, что во многом качестве их жизни определяется качеством отношений с окружающими. Психологи, социологи, педагоги стали задаваться вопросом - как же сделать общение более эффективным? Приятным, понятным для всех сторон? Когда мы общаемся с людьми, что для нас важно? Быть выслушанным и понятым. А для чего мы обычно общаемся? Для того, чтобы удовлетворить те или иные потребности, которые у нас есть. Например, малыши. Что происходит, когда ребенок голоден? Он начинает кричать, ведь другие способы общения ему еще недоступны. У него есть естественная потребность - голод - которую срочно нужно удовлетворить. Заботливая мама сразу бежит покормить своего малыша. Увы, мы уже взрослые и умеем разговаривать. В ответ на наш плач нам не принесут бутылочку - у нас спросят, что же произошло. И ничем нам не смогут помочь, если мы не сможем понятным языком объяснить, какова причина нашего плача или крика. в 60-е годы прошлого столетия американский психолог Маршал Розенберг предложил собственную теорию, которая сегодня нам известна как Ненасильственное общение. Ненасильственное общение — это особый способ донесение информации до другого человека, который сосредоточен на понимании потребностей и сопереживанию другим людям. Важное правило ненсильственного общения - безоценочность суждений, отсутствие перекладывания отвтественности и осуждений. В ненасильственном общении существует несколько значимых компонентов: Наблюдение. Опишите, что произошло и как вы видите эту ситуацию. Помним про безоценочность! Вместо «Ты снова опоздал, ты не ценишь мое время» можно сказать: «Сегодня ты пришел позже оговоренного нами времени». Чувства. Важно оценить, какие чувства вызывает у вас ситуация и обозначить их - например, «Я очень расстроен из-за твоего опоздания». Потребности. Подумайте, чего именно вам хотелось бы, вместо формулирования очередной претензии. Например, если вас раздражают опоздания, то, вероятно, за этим стоит потребность в точности, уважении времени или потребность в точном планировании. Так почему бы не сказать об этом второму человеку? Что и почему для вас важно. Конкретная просьба. Если мы хотим чего-то от другого человека, то очень важно четко сформулировать нашу просьбу и озвучить. Другие люди не могут знать, что у нас в голове, пока мы об этом не скажем. Вроде бы 4 достаточно простых пункта, но ох как не просто с первого раза использовать их все в общении! Дайте себе время, пробуйте внедрять по одному пункту. Прежде чем озвучить замечание или едкую фразу, прокрутите ее в голове и оцените, насколько она соответствует критериям ненасильственного общения. Со временем этот навык автоматизируется, мы привыкаем не только говорить, но и думать иначе, благодаря чему жизнь стремительно начинает меняться. Дарья Ведмицкая, психолог вМесте