Официальная версия гласит, что в школу мы ходим для того, чтобы учиться. Психологическая же отличается - школа нам нужна для освоения правил и формирования поведения, а еще… для социализации. Именно в школьные годы мы, в числе прочего, осваиваем и такой навык, как дружба - учимся взаимодействовать с окружающими, договариваться, выстраивать личные границы и уважать чужие, уважать интересы других людей. Не менее важно, что, общаясь с другими, мы сами себе отвечаем на такие вопросы, как: а какой я вообще человек? какие качества меня отличают? что является моими сильными и слабыми сторонами?..
Таким образом, школьная дружба нам необходима для того, чтобы научиться общаться с окружающими, а также понимать самого себя.
Все мы отличаемся по своей природе - кто-то еще только заходя в помещение успевает со всеми познакомиться и стать другом; кто-то за одиннадцать лет учебной жизни не совершил диалог более чем из двух реплик со своими одноклассниками. В каждом из нас в той или иной мере существует потребность в общении, но кому-то для психологического комфорта необходимо двадцать друзей, а кому-то достаточно и одного. В этом смысле не стоит стоять над душой и заставлять ребенка знакомиться и «дружить» со всеми одноклассниками - с ним уже все нормально, если ему необходим другой человек и живое общение.
Стоит ли беспокоиться, если ребенок ни с кем не дружит и говорит, что ему хорошо одному? Конечно, не стоит сразу бить в набат, но вот понаблюдать - необходимо. Если малыш никогда не ходил в сад и раньше ему с избытком хватало общения с семьей, то ему необходимо будет время для адаптации в школе к новым людям. Если же в его поведении резко что-то изменилось, и дружелюбный ребенок стал замкнутым, то проанализируйте ситуацию - какие глобальные изменения произошли в семье или в жизни? Не было ли травмирующего и пугающего опыта? Все ли у него в порядке в отношениях с одноклассниками? Как минимум это стоит обсудить с самим ребенком, с его классным руководителем, а как максимум - с психологом.
Если же вы понимаете, что нежелание ребенка общаться — это только одна из ряда его отличительных от сверстников особенностей, то лучше получить комментарий специалиста. Так вы точно сможете убедиться, является ли это вариантом нормативного развития, или же требуется специальная помощь для развития тех или иных навыков. Каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому, вместо того чтобы переживать, лучше получить одну консультацию психолога.
К сожалению, как бы не хотел родитель помочь, но даже если он все возьмет в свои руки и сам познакомит своего ребенка с кем-то - далеко не факт, что это поможет. Постарайтесь со своей стороны создать как можно больше ситуаций, где ребенок будет общаться с другими детьми - запишите его на интересные секции, чаще выбирайтесь на площадку.
Если ребенок сам говорит вам о том, что у него не получается дружить, то стоит выступить в качестве тренера - проиграйте с ним разные ситуации общения, пусть он прямо на вас оттачивает свои коммуникативные навыки. Иногда нужно подсказать и направить - как лучше сказать или каких выражений избегать.
Увы, но порой чрезмерная замкнутость ребенка может стать как причиной, так и следствием буллинга со стороны сверстников. Основная проблема кроется в «тихом» характере этого явления - мало кто из детей сразу признается в том, что стал жертвой издевательств. В том числе поэтому важно изначально выстраивать доверительные отношения с ребенком, чтобы он всегда знал, что вы поддержите его в любых трудностях, а также постоянно быть включенным в жизнь и интересы чада.
Помните о том, что дружба — это навык, и хорошо показывать ребенку собственным примером, что такое дружба и каково это - быть другом.
Дарья Ведмицкая, клинический и перинатальный психолог, преподаватель МГППУ, психолог проекта вМесте, эксперт Союза охраны психического здоровья.