#РОДИТЕЛЯМ. Зона ближайшего развития - что необходимо знать каждому родителю.
Активный рост ребенка сопровождается ежедневными открытиями. Родители, зачарованно глядя на свое чадо, задаются вопросом - когда же и как ребенок научился тому или иному действию, забывая, сколько часов было посвящено «пустым разговорам», агуканьям, регулярным проговариванием стишков и песенок, совместным занятиям и прочим милым занятиям. В отечественной психологии имя Льва Семеновича Выготского произносят с некоторым влюбленным придыханием - за свою короткую жизнь этот человек исследовал несметное количество важных вопросов в сфере детской психологии и психологии развития. Большим уважением он пользуется и за рубежом - термин «зона ближайшего развития» знаком всем специалистам. Строго говоря, Выготский ввел два понятия - зона ближайшего развития и зона актуального развития. Давайте разберемся, чем эти понятия отличаются, и почему о них важно знать. Зона актуального развития — это все те психические функции и навыки, которые ребенок освоил на сегодняшний момент. Это значит, что он может продемонстрировать самостоятельное выполнение того или иного действия. Слово самостоятельно здесь стоит выделить тремя чертами — это значит без помощи взрослого. С возрастом количество таких навыков увеличивается, а значит, расширяется и зона актуального развития ребенка. Зона ближайшего развития — это все те действия и навыки, которые ребенок сегодня может совершить только с помощью взрослого, а позже уже начнет выполнять их самостоятельно. Давайте попробуем на примере. Если дать ребенку двух лет калькулятор, то он хаотично начнет нажимать на клавиши, стучать им об пол, в общем, использовать не по назначению, даже если мы потратим какие-то время на объяснение, что такое калькулятор и как он работает. Двухлетке на это совершенно все равно - у калькулятора есть шанс ему понравиться только в том случае, если он разноцветный. Этот предмет еще не находится в его зоне интересов, в его зоне актуального или ближайшего развития. Теперь представим ребенка лет шести-семи. Он уже обладает некоторыми знаниями в арифметике - знает числа и умеет решать простые примеры, но стоит озвучить задачку с числами, состоящими из нескольких десятков, и ребенок тут же теряется. Потенциально он знает, как происходит сложение, но такие большие числа пока ему не подвластны. И тут на сцене появляется он всезнающий взрослый, который держит в руках калькулятор. Ребенок понимает, что эта маленькая штука умеет считать, но пока не понимает, как он работает - взрослый объясняет, как вводить цифры, выбирать арифметическую операцию, получать результат. Совместно со взрослым ребенок вводит свои первые примеры, начинает проверять, а правда ли он может складывать «вооот такие большие числа». Он может сперва забыть, какие клавиши нужно нажимать, запинаться, но взрослый подхватывает его, поправляет и направляет в нужное русло. Все эти действия происходят в зоне ближайшего развития ребенка. «Поиграв» несколько раз с ребенком в калькулятор, со временем родитель замечает, что его помощь ребенку не нужна - тот самостоятельно справляется с управлением этим сложным агрегатом (здесь, конечно, родители огорчаются, понимая, что калькулятор встал на службу зла и будет использован на уроках математики, но это уже другая история). Когда ребенок научился самостоятельно использовать калькулятор, этот навык перешел в его зону актуального развития. Прозорливый родитель может задать сейчас вопрос - получается, что совместная деятельность с ребенком в зоне его ближайшего развития помогает расширять зону его актуального развития? Но ведь это и без того было очевидно. С одной стороны - да, это очевидно. С другой стороны, если взять пример из другой возрастной категории, то все окажется не так просто. Например, родители часто упрекают детей, что те им не помогают - не могут помыть посуду, постирать что-то. Озвучиваются упреки: «да в твоем возрасте пора бы уже уметь это делать!». Но как ребенок может что-то уметь, если его никто никогда этому не учил? Если до этого родители вечно отодвигали его от бытовых задач, потому что самому сделать проще и быстрее? Да, конечно, проще и быстрее, но в этот момент ребенок мог бы начать медленно осваивать навыки, которые пригодились бы ему в будущем… Лев Семенович поразил всех своим открытием, сказав, что один шаг в обучении помогает свершиться ста шагам в развитии. Как эффективнее организовать обучение, чтобы оно способствовало развитию - об этом мы поговорим в ближайшее время. А пока оставайтесь вМесте с нами и задавайте вопросы о зоне актуального и ближайшего развития. Дария Ведмицкая, психолог проекта вМесте