Травля (жарг. буллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группы лиц.
Травлю организует лидер, иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями.
При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.
Травля может быть и в физической, и в психологической форме.
!Проявляется во всех возрастных и социальных группах.
Говоря про буллинг мы чаще всего представляем школьные или студенческие коллективы, забывая, что встречаемся с ним гораздо чаще в повседневной жизни. Представление о том, что так можно, полученное в детстве или юношестве остается с нами на всю жизнь и отравляет отношения. Важно помнить, что буллинг
это не конфликт!
не все через это проходят!
это не нормально!
и дети не разберутся сами!
Буллинг явление групповое и невозможен без наличия группы, а значит каждый раз, попадая в группу, мы можем встретиться с ним. Все группы проходят определенные стадии групповой динамики во внутренней и внешних сферах (Б. Такмен). В сфере межличностной активности
стадия «проверки и зависимости» — ориентировочное поведение и поиск взаимоприемлемого поведения членами группы;
стадия «внутреннего конфликта» — обострение противоречий в группе;
стадия «развития групповой сплоченности» — увеличения сплоченности за счет разрешения конфликтов;
стадия «функционально-ролевой соотнесенности» — образование ролевых структур.
стадию «ориентировки в задаче»— поиск членами группы наилучшей возможности решить задачу;
стадию «эмоционального ответа на требования задачи» —противодействие членами группы вследствие несовпадения личных интересов с условиями, необходимыми для выполнения задачи;
стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями» —информационный обмен между членами группы;
стадию «принятия решений» — конструктивные попытки решить задачу.
На первой же стадии в сфере межличностной активности возможно появление буллинга. Это случается, если члены группы понимают, что сплочение в микрогруппы, оскорбления или унижения за непохожесть, являются нормой. Затем в стадии конфликта происходит обострение и травля, или, если она уже есть, то усиливается, что впоследствии может привести к негативному финалу. При этом, группа, в которой есть буллинг, может выйти на следующую стадию и продолжить свое развитие по более оптимистичному сценарию, для этого необходимо разрешить конфликт и объединить коллектив общей целью. Здесь необходимо вмешательство со стороны, тк отстранится от групповых процессов и посмотреть под другим углом на ситуацию бывает очень сложно. В процессе взросления мы проходим различные стадия развития психики, нам важно быть в слиянии с родителями, а потом отделяться, быть похожими на других, чувствовать свою принадлежность к группе, и отличаться от всех, прочувствовав свое одиночество и инаковость. Важно, чтобы каждый человек с детства получал опыт взаимодействия, при котором люди уважают друг друга и принимают сходства и различия с другим человеком. При этом тоже важно объединяться в группы с общей целью, а не против кого-то и не с целью принести вред другим людям Если мы говорим про школы и ВУЗы, то внеучебная деятельность может помочь присвоению таких целей. В случае возникновения травли в детском коллективе, взрослым необходимо объединить усилия и помочь детям справиться. Родителям тех, кого буллят, нужно поддержать ребенка, объяснить, что происходит, что ребенок НЕ ВИНОВАТ, и родители всегда на его стороне, что из этой ситуации есть выход. Довольно большая нагрузка ложится и на педагогический коллектив, тк нужна слаженная работа команды учителей, администрации и психолога. В процессе происходит разъяснение явления буллинга, примерка теми, кто травит, чувств того, кого травят на себя, поиск новых способов взаимодействия и целей. Положительный опыт выхода из ситуации буллинга помогает всем, кто находился в этой травмирующей ситуации и избавляет от рецидивов травли в дальнейшем. Неразрешение же данной ситуации приводит к тому, что правило ”кто сильнее, тот и прав” проходит через всю жизнь, это и дедовщина в армии, и сбрасывание своих обязанностей на новых членов коллектива, объединение в группы и травля тех, кто имеет отличающееся мнение или отличается от нас, в интернете или жизни. Важно в сложных ситуациях не оставаться один на один с проблемой, обращаться за помощью и получать ее, ведь именно поэтому мы живем в социуме, а не медитируем в горах.