Герой нашего недавнего ролика Данила поделился историей своей жизни с диагнозом эпилепсия. Заболевание не стало для него новостью, ведь с ним он живет с раннего детства.
Несмотря на то, что на данный момент эпилепсия считается хорошо изученным заболеванием, течение болезни в случае Данилы носит достаточно необычный характер.
Но прежде чем говорить о нетипичной форме эпилепсии, мы рассмотрим историю представлений об этой болезни, так как в разные времена люди по-разному её воспринимали.
Если обратиться к историческим источникам, то мы узнаем, что эпилепсия была описана еще в Древней Греции. Падучая, священная болезнь, геркулесова болезнь, божественная болезнь — какими только именами не именовали то, что сегодня мы привыкли называть эпилепсией.
Долгое время эта божественная болезнь в представлениях людей была связана с магией и духовными практиками. Считалось, что таким образом Бог наказывает людей, посылая им приступы в наказание за грехи. Другие утверждали, что в момент приступа в человека вселялись злые духи или сам дьявол.
В эпизоде Евангелия от Марка и Луки исследователи представлений об эпилепсии также усмотрели упоминание заболевания: там был описан эпизод изгнания дьявола из тела мальчика Христом. Так отец ребенка описывал его приступы: «Когда дух овладевает его телом, он терзает его, и тогда он падает, изнемогая, испуская пену изо рта, крепко стискивает зубы».
Однако известный всем Гиппократ в своем труде «О священной болезни» впервые высказал мысль о том, что падучая может быть связана с поражениями головного мозга. Также он отметил, что эта болезнь носит наследуемый характер.
Время шло, но отношение к эпилепсии продолжало быть неоднозначным. Некоторые все также связывали священную болезнь с духами и демонами, а кто-то усматривал в ней благословение. Последнее мнение было связано с тем фактом, что многие именитые личности, как можно предполагать из исторических источником, могли страдать от эпилепсии — например, Платон, Сократ, Гай Юлий Цезарь, Калигула, Петрарка. Талант этих людей окружающие связывали с тем, что эпилепсия наделяет их особыми способностями.
С развитием науки врачи стали рассматривать эпилепсию как одну из болезней, требующих психиатрического вмешательства. Болеющих насильно помещали в психиатрические больницы, изолируя в специальные отделение.
Чезаре Ломброзо, известный итальянский психиатр XIX века, утверждал, что пациенты с эпилепсией склонны к агрессии и насилию.
С середины XIX века отношения к людям с эпилепсией постепенно стало меняться, что является заслугой развития медицины и проводимых исследований.
Лечение эпилепсии в разные времена также было различным. В ход шли магические способы, начиная от заговоренных амулетов и заканчивая специальными молитвами. Врачи давних времен пробовали применять различные травяные настои, основной целью которых была попытка успокоить пациента.
Вплоть до XX века врачи пытались справиться с эпилепсией с помощью разных металлов, в числе которых была даже ртуть! Но опыт и дальнейшие исследования показали низкую эффективность таких методов лечения.
Несмотря на то, что в отношении эпилепсии за последние 150 лет было проведено большое количество исследований, люди с этим диагнозом до сих пор могут подвергаться стигматизации со стороны общества. Так, например, долгое время в США существовал закон, согласно которому на основании наличия этого заболевания брак мог быть расторгнут в одностороннем порядке.