3. Хорошие и плохие тайны.
С одной стороны, мы учим детей тому, что нужно уметь сохранять тайны. С другой стороны, мы боимся, как бы ребенок не начал утаивать от нас что-то неподобающее…
Важно рассказать ребенку, что если тайна вызывает у него тревогу, если он понимает, что его просят держать в секрете что-то неправильное, плохое, то он всегда может рассказать об этом родителю. При этом родитель должен сам научиться не быть осуждающим в такие моменты - конечно, порой от услышанного волосы могут встать дыбом, но важно в первую очередь похвалить ребенка за то, что он нашел в себе смелость рассказать что-то его волнующее.
Нужно обсудить с ребенком, что бывают хорошие тайны - как правило, они хранятся между друзьями, например, если кто-то кого-то хочет удивить. Плохие тайны - когда ребенка просят оставить в тайне плохой поступок, что-то, что вызывает душевные терзания. У таких тайн есть свой маячок - когда взрослый человек предлагает ребенку сохранить случившееся между ними и предлагает «не говорить родителям».
Также стоит рассказать ребенку, с кем еще он может поделиться тревожащими его событиями. Это могут быть старшие братья и сестры, другие родственники, взрослые, кому ребенок доверяет. Если ребёнок уже учится в школе, то таким взрослым может стать учитель или школьный психолог.
4. Взрослый на защите.
Мы неоднократно повторяли, что ответственность за половое воспитание детей лежит на родителях. С младых ногтей дети должны знать, к кому идти за помощью в сложных ситуациях, кому они могут пожаловаться, если что-то идет не так, почему они не должны идти за взрослыми, предлагающими леденец, посмотреть на щенят или просящими показать им дорогу.
Научите детей, что они должны кричать, если посторонний взрослый делает с ним что-то против его воли. Научите, куда или к кому стоит бежать, если такой взрослый встретился на улице. Научите, какие прикосновения считаются недопустимыми. Расскажите, с какими взрослыми дети могут уходить из детского сада, школы, с игровой площадки.
Создайте такие отношения с детьми, где они смогут без стеснения задать вам любой вопрос или обратиться с любой сложностью.
Приведу ситуацию из реальной практики. Мальчик Никита (имя изменено), 5 класс. Он был спокойным, домашним ребенком, интересовался футболом, общением с мальчишками. Как-то раз после школы озадаченный Никита подошел к маме со следующим вопросом: «Мам, мне тут девочка в школе предложила сделать кутикулус, я отказался. Что это вообще такое?» (думаю, все понимают, о чем речь, и уточнение не требуется).
Нужно отдать должное материнской выдержке и находчивости - она не стушевалась, отложила домашние дела и провела внеочередной разговор с сыном. Все это было сделано так, что мальчик не застеснялся, а значит, он не побоится задать новые вопросы.
Понимаю, что история кому-то может показаться шокирующей, но дети вообще любят нас удивлять.
5. Ну и еще раз - обсудите, кому ребенок может довериться.
Какими бы хорошими не были отношения между родителями и детьми, порой ребенок может стесняться обсуждать что-то с родителем, особенно если у событий есть налет чего-то запретного, постыдного. Такое случается, если раньше с ребенком никогда не случались разговоры о сексуальности, половой неприкосновенности. По этой причине важно работать на опережение - начинать такие беседы самим, в соответствии с возрастом ребенка.
Такую беседу - о доверительных лицах - можно провести в игровой форме. Создать «карту» - к кому с какими вопросами ребенок может обратиться или позвонить, стоит даже прописать номера телефонов. В такой игре можно в ходе обсуждения можно отследить реакции ребенка - как относится к тем или иным взрослым из окружения, насколько ему с ними потенциально комфортно.
Вот, пожалуй, и все аспекты, которые стоит учитывать. Помните, что вне зависимости от темы разговора, вы беседуете с ребенком. Поэтому будьте уверены в том, о чем вы говорите, покажите ребенку, что он может вам доверять, и включайте в беседы творческий и игровой компонент!
Дарья Ведмицкая, психолог вМесте.