PSY_дайджест

Обратная связь - что это такое и как ей пользоваться? Продолжение.

Во вчерашней публикации мы привели несколько ситуаций с не конструктивной обратной связью. Герои получали комментарии о проделанной ими работе, а вместе с этими комментариями начинали чувствовать себя некомпетентными.
Что же такое обратная связь? Это ответ, комментарий на совершенные нами действия. Цель обратной связи - сделать последующую работу еще лучше. То есть, получая комментарий, человек должен понять, что конкретно не так с его работой и как потенциально её можно сделать лучше. Так как же давать обратную связь так, чтобы она была полезна?
Обратите внимание на достоинства.
Порой, когда видишь очевидные огрехи, хочется сразу скатиться в их перечисление. Вот только пока мы их перечисляем, плечи того, кому мы даем обратную связь, будут опускаться, а глаза будут отводиться в сторону. Еще бы! Ведь человеку кажется, что ничего хорошего в его работе нет. Поэтому в первую очередь необходимо отметить все достоинства и сильные стороны проделанной работы.
Дело не в человеке, а в его работе.
Пожалуй, это самый главный критерий конструктивной обратной связи. Мы комментируем не то, какой человек, а то, как он проделал работу.
Вернемся ко вчерашним примерам. Мама говорит ребенку: «У тебя руки-крюки, ты не можешь нормально помыть посуду». Какой посыл у этой фразы? С тобой что-то не так, ты плохой, ты не можешь ничего нормально выполнить. Такие слова расстраивают человека и заставляют его чувствовать себя плохим. Таким образом, подрывается уверенность в себе, а значит, за дальнейшие дела человек будет браться с увеличивающейся тревогой.
Как можно было бы сказать иначе? Необходимо сконцентрироваться на сильных сторонах работы и на том, что было сделано: «Здорово, что ты смог сам помыть всю посуду! Обрати внимание, что здесь посуда осталась немного грязной». Чувствуете разницу?
Что с этим можно сделать?
Всем известная истина «критикуешь - предлагай» в некотором смысле работает и здесь. Если мы заметили слабые стороны работы, то необходимо предложить пути ее улучшения. А вот какие именно пути предлагать - решать уже вам. У нас уже была серия публикаций о зоне ближайшего развития и о том, как можно помогать в обучении, руководствуясь этим понятием.
«Здорово, что ты смог сам помыть всю посуду (достоинство проделанной работы)! Обрати внимание, что здесь посуда осталась немного грязной (недочет). Попробуй в следующий раз взять другую губку (возможное решение)». Согласитесь - звучит совершенно иначе.
Еще несколько важных принципов:
Уважение.
Помните, что вы даете обратную связь такому же живому человеку, как и вы сами - у него есть чувства и он переживает, получая обратную связь. Подумайте, в каком бы формате вам хотелось получить фидбек? Держите эту мысль у себя в голове. Будьте уважительны и доброжелательны.
Цель.
Основная цель обратной связи - сделать последующую работу/действия человека еще лучше и эффективнее. Поэтому оставьте желание покритиковать и почувствовать свое превосходство за порогом.
Конкретика.
Обратную связь можно давать долго - можно петь соловьем о плюсах работы и досконально разбирать по косточкам каждый минус. Помните, что обратная связь должна быть конкретной, поэтому постарайтесь не уходить от темы.
Факты и только факты.
К проделанной работе у нас может быть личное отношение, что подталкивает нас порой к тому, чтобы дать субъективную оценку. В том самом примере с посудой мама могла сказать: «Я вижу, что ты недостаточно старался, раз посуда вымыта не до конца». «Недостаточно старался» — это субъективная оценка, которая может разниться от человека к человеку, поэтому следует воздержаться от оценочных критериев.
Личный разговор.
Конечно, обратная связь может происходить в разных форматах, но опыт показывает, что получать фидбек лично и наедине — это самый оптимальный вариант.
Может показаться, что давать обратную связь, соблюдая все критерии, это ужасно сложно. Но, поверьте, это не так! Попробуйте и сами все поймете.
Дария Ведмицкая, психолог вМесте.