PSY_дайджест

Обратная связь - что это такое и как ей пользоваться?

Любое наше действие вызывает какие-то последствия. Выкладывая очередную фотографию в социальные сети, всегда нужно быть готовым к тому, что придет злодей и принесет свои злодейские комментарии, например, о внешности автора. Увы, но мир таков - никто не застрахован от негативных комментариев. О том, как к ним относиться, можно почитать в нашей прошлой публикации.
Да, проконтролировать появление таких злодеев невозможно, но мы можем проконтролировать сами себя. Знаете ли вы, как правильно давать обратную связь окружающим?
Обратная связь — это наши комментарии о проделанной работе человека. Проделанная работа - понятие широкое. Новая фотография в ленте — это тоже своего рода работа. Помытая ребенком посуда (с разводами), букет от партнера (не из любимых цветов), выполненный отчет сотрудником (с ошибками), домашнее задание ученика. Сами того не осознавая, мы даем обратную связь десятки раз за день, и можно это сделать так, что самому же себе подложишь большую свинью.
Приведем пример. Ребенку было дано задание - помыть посуду. С высоты прожитых лет нам кажется, что ничего в этом сложного нет, самое простое бытовое дело, которое только может быть. Для ребенка же это целый квест! Как не разбрызгать воду вокруг раковины, заметить засохшую грязь, расставить тарелки в сушку… в общем, мало кому из детей это занятие приходится по душе. Ребенок из нашего примера честно выполнил задание - посуду помыл, но сделал это не идеально с точки зрения мамы - вокруг раковины все мокрое, на посуде не отмыта засохшая еда. Представьте себя в этой ситуации. Какой была бы ваша первая реакция? «Ну что за руки-крюки?», «Тебе даже посуду доверить нельзя!», «Как можно быть таким невнимательным/безответственным?» и далее-далее-далее… Конечно, уставший родитель может так сказать на эмоциях, не желая обидеть своего ребенка. Но задумайтесь, что в этот момент чувствует ребенок? Он чувствует себя плохим! Он не понимает, что дело в плохо проделанной работе. Он слышит, что он плохой, что все дело в нем. Захочет ли он в следующий раз мыть посуду? Отнюдь…
Еще одна ситуация. На работу устроился стажер - он в этой области совсем недавно, многое знает в теории, но на практике пока ни с чем не сталкивался. Его приставляют к более старшему и опытному коллеге, чтобы тот его наставлял, оценивал работу, помогал адаптироваться. Тревог у стажера на новой работе масса, но особенно тревожно для него получать оценку от своего старшего коллеги - ведь тот гуру в своем деле, собаку съел на кейсах, которые пока кажутся нереально сложными. И вот, наступает тот самый момент оценки первого самостоятельного проекта нашего юного друга: старший коллега лютует, называет работу бездарной, бесталанной, и велит все переделать. Стажер в шоке - он бы и рад все переделать, вот только возникает вопрос - а что в его проекте сделано не так?
Узнали ситуации? Сталкивались ли вы с чем-то подобным в жизни? Вскоре мы обсудим, что не так с этой обратной связью и как же правильно её давать.
Дария Ведмицкая, психолог вМесте.