PSY_дайджест

#ПОДРОСТКАМ. Я-сообщения и Ты-сообщения: в чем разница?

Я-сообщения — это высказывания, которые объективно описывают произошедшее и чувства, которые возникают. Например: «Я злюсь, когда ты опаздываешь, потому что мне приходится ждать».
Ты-сообщения - высказывания, которые превращаются в критику или обвинения; «Ты опять опоздал! Ты что, не можешь приходить вовремя? Ты заставляешь меня ждать!»
Чувствуете разницу? Смысл этих двух высказываний очень похож, однако, услышав второе хочется убежать или нагрубить в ответ.

Психологи неоднократно исследовали такой метод общения и вот к каким выводам они пришли. Оказалось, что люди более восприимчивы к Я-высказываниям, особенно если собеседник говорит об огорчении, а в ответ на Ты-сообщения испытуемые чувствовали сильный гнев и склонность к агрессивному поведению.

Стоит отметить, что такой способ общения особенно эффективен при общении с детьми - они учатся воспринимать и анализировать наши эмоции, а также понимать причины и следствия эмоциональных реакций.

А теперь попробуйте попрактиковаться! Попробуйте выбрать верную реакцию на предложенные ситуации.

СИТУАЦИЯ 1. Дети громко разговаривают во время обеда.
Ваши слова:
1. «Когда я ем, я глух и нем».
2. «Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».
З. «Мне не нравится, когда во время обеда гром­ко разговаривают за столом».

СИТУАЦИЯ 2. Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выпол­нил часть домашнего задания по школе.
Ваши слова:
1. «Господи, ну, когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»
2. «Опять ничего не сделано. Когда это кончится? Мне это надоело. Будешь хоть до утра уроки делать».
3. «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера».

СИТУАЦИЯ 3. Вам необходимо сделать определенную работу дома (например: напи­сать доклад), а ваш ребенок - постоянно отвле­кает вас: задает вопросы, просит почитать, по­казывает свои рисунки.
Ваши слова:
1. «Перестань меня дергать. Займись каким­-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».
2. «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я очень занята. Когда я закончу свою работу, то обязательно тебе почитаю».
3. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это ме­шает быстро делать работу».
Дарья Ведмицкая, психолог вМесте