- Травлю организует лидер, иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями.
- При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.
- Травля может быть и в физической, и в психологической форме.
!Проявляется во всех возрастных и социальных группах.
Говоря про буллинг мы чаще всего представляем школьные или студенческие коллективы, забывая, что встречаемся с ним гораздо чаще в повседневной жизни. Представление о том, что так можно, полученное в детстве или юношестве остается с нами на всю жизнь и отравляет отношения. Важно помнить, что буллинг- это не конфликт!
- не все через это проходят!
- это не нормально!
- и дети не разберутся сами!
В сфере межличностной активности
- стадия «проверки и зависимости» — ориентировочное поведение и поиск взаимоприемлемого поведения членами группы;
- стадия «внутреннего конфликта» — обострение противоречий в группе;
- стадия «развития групповой сплоченности» — увеличения сплоченности за счет разрешения конфликтов;
- стадия «функционально-ролевой соотнесенности» — образование ролевых структур.
- стадию «ориентировки в задаче»— поиск членами группы наилучшей возможности решить задачу;
- стадию «эмоционального ответа на требования задачи» —противодействие членами группы вследствие несовпадения личных интересов с условиями, необходимыми для выполнения задачи;
- стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями» —информационный обмен между членами группы;
- стадию «принятия решений» — конструктивные попытки решить задачу.
При этом, группа, в которой есть буллинг, может выйти на следующую стадию и продолжить свое развитие по более оптимистичному сценарию, для этого необходимо разрешить конфликт и объединить коллектив общей целью. Здесь необходимо вмешательство со стороны, тк отстранится от групповых процессов и посмотреть под другим углом на ситуацию бывает очень сложно.
В процессе взросления мы проходим различные стадия развития психики, нам важно быть в слиянии с родителями, а потом отделяться, быть похожими на других, чувствовать свою принадлежность к группе, и отличаться от всех, прочувствовав свое одиночество и инаковость. Важно, чтобы каждый человек с детства получал опыт взаимодействия, при котором люди уважают друг друга и принимают сходства и различия с другим человеком. При этом тоже важно объединяться в группы с общей целью, а не против кого-то и не с целью принести вред другим людям Если мы говорим про школы и ВУЗы, то внеучебная деятельность может помочь присвоению таких целей.
В случае возникновения травли в детском коллективе, взрослым необходимо объединить усилия и помочь детям справиться. Родителям тех, кого буллят, нужно поддержать ребенка, объяснить, что происходит, что ребенок НЕ ВИНОВАТ, и родители всегда на его стороне, что из этой ситуации есть выход. Довольно большая нагрузка ложится и на педагогический коллектив, тк нужна слаженная работа команды учителей, администрации и психолога. В процессе происходит разъяснение явления буллинга, примерка теми, кто травит, чувств того, кого травят на себя, поиск новых способов взаимодействия и целей.
Положительный опыт выхода из ситуации буллинга помогает всем, кто находился в этой травмирующей ситуации и избавляет от рецидивов травли в дальнейшем. Неразрешение же данной ситуации приводит к тому, что правило ”кто сильнее, тот и прав” проходит через всю жизнь, это и дедовщина в армии, и сбрасывание своих обязанностей на новых членов коллектива, объединение в группы и травля тех, кто имеет отличающееся мнение или отличается от нас, в интернете или жизни.
Важно в сложных ситуациях не оставаться один на один с проблемой, обращаться за помощью и получать ее, ведь именно поэтому мы живем в социуме, а не медитируем в горах.