PSY_дайджест

О родительском влиянии на жизнь детей

Герой нашего прошлого выпуска - юный музыкант Ваня Дмитриенко. Молодой человек очень трезво рассуждает о влиянии родителей на жизни своих детей, о необходимости поддержки, а также о том, как важно отпускать ребенка следовать своим собственным путем. Мы уже неоднократно повторяли популярную фразу «Все мы родом из детства», и подтверждали, почему это так. Сегодня мы поговорим о том, что такое родительские интроекты, и как повторяемые многократно родителями слова влияют на дальнейшие судьбы детей. 

Интроект — это навязанное убеждение извне. Для того, чтобы убедить человека в чем-то, достаточно многократно повторять свое мнение. Родители — это те люди, кто помогают ребенку освоиться в мире, объясняют, как все устроено. Понятно, что родители всегда желают своему чаду лучшего, поэтому стараются поделиться своим жизненным опытом. Пытаясь предостеречь ребенка от ошибок и необдуманных действий, всякий родитель хочет со всех сторон подстраховать свое чадо. Не знаю, как вам, а лично мне родители регулярно говорили о том, что нужно учиться на чужих ошибках, вот только досада в том, что свои ошибки всегда запоминаются лучше. 

Родители склонны делиться с детьми своим опытом весьма причудливым образом - повторяя коротенькие фразы. Например, что деньги легко не достаются, или что никому не нужна жена-неряха. Простые фразы, состоящие всего из нескольких слов, но за ними всегда кроется какая-то травмирующая история, которая сразила в свое время наших близких. Опыт получен, проанализирован и зафиксирован. Например, женщина всю жизнь воспитывала своих детей в одиночку, трудясь на заводе, с потом зарабатывая каждый рубль - конечно, в опыте этой женщины закономерно утверждение о том, что деньги не достаются легко. А потом она говорит своим детям: «не транжирь», «копейка рубль бережет», «деньги надо крепче в кулаке держать», «честные люди деньги лопатами не гребут». Финансовая грамотность, это, конечно, хорошо, но такие фразы мало на нее похожи. 

Проблема интроектов в том, что вместе со вполне жизнеспособными посланиями, в нас закладывают установки, которые мешают жизни, например, как пример выше о деньгах. Более того - какие-то интроекты человек осознает и может сознательно применять их в жизнь, когда это необходимо, в то время как некоторые установки остаются неосознаваемыми и человек слепо следует программе, заложенной в него в раннем детстве. 

В конце концов человек оказывается в плену чужих установок - ему тяжело слышать свои истинные желания, идти по своему собственному пути, выбирать что-либо, показывать собственные чувства. Отделить свои собственные мысли от внедренных когда-то в детстве бывает очень тяжело, но сделать это порой необходимо - например, когда в жизни циклично повторяются одни и те же ситуации, или когда кажется, что предел достигнут, дальше идти некуда. 

Самые популярные интроекты - это запрет на выражение чувств («мальчики никогда не плачут», «чего разревелась на улице - не позорь меня!»), возможность быть хорошим только при определенных условиях («хорошие мальчики всегда уступают место в автобусе/помогают маме нести пакеты домой», «будь хорошей девочкой, помоги маме / принеси маме чай», «ты должен выполнять домашние задания», «ты должна поступить в университет»), запрет на то, чтобы быть отличным от других людей («не хвастайся!», «чего ты вырядилась», «ты что, с ума что ли сошла, так нормальные люди не поступают»). И вроде бы этими фразами родитель хочет сделать добро своим детям, но… но вместо этого мы получаем людей, которые ведомы этими установками.

Дарья Ведмицкая, психолог вМесте.