PSY_дайджест

#РОДИТЕЛЯМ. «Мы записались на все кружки!». А так ли это хорошо?

Воистину, родительские амбиции порой безграничны. Если заглянуть в чаты родителей детсадовцев и школьников, то можно заметить целую выставку достижений «родительского хозяйства»: «Утром пораньше мы приезжать не можем - у нас три часа хоккейной тренировки до школы!», «А можно задавать поменьше заданий? У нас еще китайский вечером и плавание!», «Летние каникулы и у нас уже расписаны - сборы за сборами впереди, а в перерывах нужно еще не забывать школьную программу подтягивать».
И родителей можно понять! Каждый стремится дать ребенку как можно больше того, что, возможно, пригодится ему в будущем, что поспособствует его всестороннему развитию. Но важно помнить, что лучшее - враг хорошего. Давайте разбираться, почему так.

Нормирование нагрузки.
Мода на раннее развитие сыграла с детьми злую шутку - родители стараются ребенка как можно раньше отдать на те или иные «развивашки», выстраивая в голове профессиональный вектор своего чада. Увы, но не все задумываются о том, что нагрузка и тип занятий должны быть подобраны с учетом ряда особенностей.
Конечно, в первую очередь следует учитывать возраст ребенка. В последние годы особенной популярностью пользуется изучение иностранных языков чуть ли не с трех лет. Преподаватели заявляют, что такие занятия способствуют улучшению внимания и памяти детей, расширяют их кругозор, способствуют раскрепощению. Если относиться к кружку изучению иностранного языка именно так - как к секции, способствующей общему развитию ребенка, то все понятно. Малыш посещает занятия, учится коммуницировать с новым взрослым в лице педагога, общается с детьми, играет, учиться усваивать правила. Но станет ли он полиглотом? Вряд ли, ведь для этого требуется большая регулярность, чем 1–2  занятия длинной в сорок минут, после которого ребенок не возвращается к пройденному материалу.
Если родители решили, что в 3-4 года ребенку требуются дополнительные занятия, то стоит обратить свое внимание на секции, краеугольным камнем которых становится развитие координации и моторики. Сюда можно отнести творческие кружки с лепкой, рисованием, поделками, танцы, общая физическая подготовка, гимнастика, плавание.
В 5-6 лет круг занятий постепенно можно расширять, включая деятельность, направленную на расширение кругозора, логику. Шахматы, подготовка к школе - подходящие варианты.

2. Второе, что следует учитывать, - особенности темперамента. Непоседе будет скучно делать коллажи, а быстро утомляющемуся малышу не подойдут активные виды спорта. Родители хорошо знают своих детей, и не стоит закрывать глаза на это знание.
Порой взрослые игнорируют данные своих детей, следуя своей собственной несбыточной мечтой. Увы, но это заканчивается только обоюдными мучениями.

3. Третье - общий уровень нагрузки. Первые посещения новых занятий стоит рассматривать как пробу пера. Оцените, как ребенок себя чувствует по возвращении домой - какое у него настроение, что он говорит о прошедшем занятии, насколько он устал, как быстро засыпает в дни после занятий.
Интенсивность и длительность занятий необходимо варьировать в зависимости от возраста. Детям 3–5 лет не рекомендуется в один день заниматься в нескольких секциях, так как им будет сложно переключаться с одной деятельности на другую и такая интенсивность будет для них высокой. В 5-6 лет занятия могут чередоваться, например, если мы говорим о занятиях подготовки к школе, но в таком случае общая продолжительность занятий не должна превышать двух часов.

Подводя итог, выделим основное:
- выбирая занятия, стоит отталкиваться от возраста ребенка, особенностей его темперамента и от общей загруженности;
- детей 3-4 лет не стоит водить на занятия чаще 1-2 раз в неделю. Не стоит также ставить несколько разных секций на один день. В 5–6  лет количество занятий может быть несколько увеличено, но не стоит превышать общее количество часов занятий в день.

Выбирая занятия для детей, стоит помнить, что детей лучше недогрузить, чем дать им слишком много. Как с цветами - излишний полив и злоупотребление подкормкой могут оказаться губительными.

Дария Ведмицкая, психолог вМесте.